Конкурс "Радуйся, преподобный отче наш Тихоне!" - Литературное творчество - Габуния Саломе Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 107
ХудшийЛучший 

Габуния Саломе, 17 лет.

МКОУ «Медынская средняя общеобразовательная школа», г. Медынь Калужской области, ул. Володарского, д. 63.

«Свет монахов – Ангелы, свет миру – монашеское житие» (о подвиге монашества)

«Туда б, в заоблачную келью, в соседство Бога скрыться мне!» – писал А.С. Пушкин в стихотворении «Монастырь на Казбеке». Точнее и не выразить саму суть устремления к монашеству: в соседство Бога.

Лишь Господь ведает прошлое и будущее, начала и концы, лишь Он знает человека подлинно, с его физическими и душевными возможностями, и только Он определяет людские пути и судьбы.
«Вы – свет мира!» – так говорил своим апостолам Иисус. Эти слова значили, что Его последователи должны просветить весь мир светом Божественного учения, а сторонники Христа должны распространять Слово Божие.

С течением времени монашество не остается неизменным. У нынешних монахов намного больше соблазнов, чем у их предков. И преодоление этих соблазнов и есть огромный труд и героизм монахов. Вспомним некоторых из них.

Иоанн Кронштадский – священник Русской Православной Церкви. С самого начала своего служения он занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия», школу для бедных, женскую богадельню, детский приют.

Епископ Игнатий Брянчанинов – епископ Русской Православной Церкви, богослов, ученый и проповедник. За недолгий четырёхлетний срок управления епархией святителю удалось наладить её жизнь, но болезнь заставила его просить об увольнении на покой. В 1861 году он уехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми.

Тихон Калужский – чудотворец, основатель Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Преподобный Тихон в молодых летах принял постриг в Москве, в Чудовом монастыре, и, по любви к уединению, удалился из Москвы. Предание повествует нам, что земля, в которой поселился преподобный Тихон, была в то время (это было в XV столетии) покрыта дремучими лесами и находилась во владении князя Ярослава, сына Владимира Андреевича Храброго. Преподобный Тихон поселился здесь один в глубине леса, на берегу речки Вепрейки, в дупле исполинского дуба, остатки которого благоговейно сохранялись в его обители долгое время. Пищей ему служили «былии саморасленныя» (дикорастущие), а питьем – вода из речки или колодца при ее истоке, выкопанного самим преподобным и потому именуемого и доселе «кладезем преподобного Тихона».

К. Леонтьев (российский дипломат, мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, писатель, литературный критик, публицист) цитировал полученное им письмо: «В наше время монахом может стать идиот или мошенник». В начале ХХ века считалось хорошим тоном высмеивать монахов как тупых невежд, никчемных для блага человечества, совершающих бессмысленное насилие над природой.

Монашество и теперь в России критикуют со всех сторон. Многие доказывают, как и столетие назад, что монастыри отжили свой век и куда полезнее служить ближнему через благотворительные учреждения; жалеют горемычных монахов, утративших право на простое человеческое счастье, потерянных для мира с его стремительным ритмом; особенно трагична участь девочек, лишенных радостей любви и материнства.

Епископ Феофан Ильменский сказал: «Говорить, что монастыри потеряли свое значение – грешно. Это ложь… Подите в какой угодно монастырь, по внешнему виду там всё чинно, а так ли и внутри – про это кто может говорить? Один Бог и совесть живущих в монастыре; сторонние судители о сем не избегают греха неправедного осуждения и клеветы… Я полагаю, что ни одной монахини и ни одного монаха не найдете, который совсем не имел бы заботы о внутреннем добром настроении… но успех не у всех одинаков».

Сейчас сама вера приобретает искаженный, безрадостный, устрашающий смысл. Бог – властитель и каратель, блюститель порядка с плеткой, авторитет, безжалостный тиран, источник запретов и наказаний: «Ропщешь, потому и болеешь»; «Только попробуй уйти из монастыря – умрешь без покаяния»; «Выступаешь? За близких не боишься?».
И сейчас свет миру несут монахи. Именно они приобщают нас к Слову Божьему. Говоря о монахах, часто задаешься вопросом: что привело их к этой жизни? Многие люди в поисках ответов на непростые жизненные вопросы своими силами пытаются найти путь к Богу. Они мечтают достичь высот, но, запутавшись в сложных ситуациях, разочаровываются, останавливаются, опускают руки.

Родные рассказывали мне историю одного мужчины. В школе он проявлял себя очень активно, многие возлагали на него надежды, предвещали успешное будущее и «красивую» жизнь. Но вскоре после окончания среднего учебного заведения началась война. За пару месяцев молодой парень потерял отца и брата, а через год друзья узнали, что их веселый приятель посвятил свою жизнь служению Богу.

Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему свою жизнь, все свои помыслы и дела. Монашество – удел избранных, которые чувствуют призвание к одиночеству. Если у человека нет потребности к уединению, если ему скучно наедине с собой и с Богом, если он не любит молитву, – в таком случае он не должен принимать монашество. Сыны Божии рождаются не от плоти и крови, а от призыва Христа. «Вначале следует переступить порог, войти в монастырскую ограду и все покинуть».

Но нынешняя монашеская жизнь сильно отличается от средневековой. Появляются новые технологии, которые не могут обойти стороной и церковь. В монастырях разрешается использование мобильного телефона, но только по делу. Сестры не имеют права выходить за территорию обители без благословения, что сказано в церковном Уставе. Регулярно проводятся и медосмотры. Монахи говорят, что глупо при болезни просто молиться и утверждать, что все пройдет само собой.

Еще возникает такой вопрос: «Почему женщина не может быть священником?» На это есть несколько причин. Во-первых, священник во время совершения Литургии является живой иконой Христа. Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и поэтому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она осуществляет в материнстве. Апостол Павел сказал: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашиваю о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».

Как выяснилось, женщины-монахини довольны местом, отведенным им в церкви: «Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего требовать для себя, потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих».

Мирянам часто не хватает информации о жизни в монастыре. Рождаются догадки и предположения, зачастую не соответствующие истине. Среди людей есть такое мнение, что монастырь – это то место, где должно быть очень трудно физически и морально: монахи встают в пять утра, постоянно молятся, трудятся. В одном из интервью духовник Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря схиигумен Авраам (Рейдман) сказал так: «И семейная и монашеская жизнь очень трудные. Если жить по заповедям и исполнять все предписания в отношении семейной жизни, тогда она превратится в настоящее крестоношение, так как православная семья – это многочадие, воспитание детей, скорби по плоти». Монашеская жизнь – это христианская жизнь, организованная определенным образом для того, чтобы напоминать в церкви об основополагающих аспектах признания, к осуществлению которого, независимо от своего церковного или гражданского состояния, призван каждый христианин. Всякий крещеный призван последовать за Христом.

Бог непостижим, неведом, непознаваем. Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. На древнерусской иконе середины XVI века «Лестница Иоанна Лествичника» изображено, как люди карабкаются по лестнице жизни от земли до неба. Господь протягивает к восходящим руки, но путь к нему состоит из испытаний, а бесы, как только не изощряются, чтобы стащить человека вниз. Для того чтобы бесы не стащили вниз монахов, они отрекаются от мирской, зачастую грешной жизни. Вера призывает их быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне.

«Говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8, 12). Терпение в испытаниях, кротость и милосердие, приветливость души и сердечная любовь, ясный ум в познании истины – это те лучи, которые исходят от людей, ставших светом мира.

Я считаю, что монастыри необходимы, они являются островками нравственности в нашем грешном мире, куда люди приходят за помощью, за духовным излечением и освобождением от грехов. Православное монашество призвано не только уходить от мира и его соблазнов, но и просвещать – спасать этот мир, ведь не случайно говорил Иоанн Лествичник: «Свет монахов – ангелы, свет миру – монашеское житие».

Список литературы:
1. Монахиня N. «Плач третьей птицы».