Конкурс "Радуйся, преподобный отче наш Тихоне!" - Литературное творчество - Данилова Татьяна Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 149
ХудшийЛучший 

Данилова Татьяна, 17 лет.

МКОУ «Медынская средняя общеобразовательная школа», г. Медынь Калужской области,
ул. Володарского, д. 63.

По благословению настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Медыни  
иерея Павла (Мальнова)

«Свет монахов – ангелы, свет миру – монашеское житие»
Оптинские новомученики

Путь монашествующих – это непрестанный крест: распятие себя,
отречение от своей воли, – это мученичество.
Схиархимандрит Захария

Как прекрасен мир! Как интересно и весело жить в нем! А впереди будет, конечно, еще лучше! Так думает большинство моих сверстников и при случае, глядя на монашествующих, недоумевает: что заставляет преимущественно молодых людей отказываться от радостей жизни, любви, семьи? Что они знают такое, что может заменить им все это? Наверное, с подобных вопросов начинается наше познание иного мира – мира, в котором есть Бог.

Сама я точно не могу сказать, как, когда и по какой причине во мне возник и с каждым днем все растет интерес к такой сфере жизни, как религия. Я стала чаще ходить в церковь, начала читать специальную литературу, интересовалась историей храмов Медынского района (прошлым летом удалось добраться до полуразрушенного храма в честь иконы Казанской Божьей Матери в отдаленной от райцентра деревне Грибово), что в конце концов привело к моей первой школьной работе на православную тематику «Дорога к храму». В ней я рассказывала о мерзости запустения в разрушенных местных храмах, о недоброжелательном отношении людей друг к другу, о нашем неумении беречь культуру и веру предков... И честно говоря, выхода не виделось… Тогда я еще не предполагала, что есть на Калужской земле островки великой святости и духовной силы, откуда можно черпать силы, изменяющие человека и мир вокруг него.

Этой весной вместе с ребятами из нашей школы, членами кружка «Основы православной культуры», мы побывали в Оптиной пустыни.

Еще до поездки я слышала об оптинских старцах, о той духовной помощи, за которой приходили к ним люди со всех концов земли. Красива, величественна, многолюдна и знаменита Козельская Свято-Введенская Оптина пустынь и сейчас! Монастырь имеет квадратную форму. В его центре находится главный храм – Введенский собор. Вокруг него крестообразно расположены остальные церкви. На севере – церковь преподобной Марии Египетской, на юге – Казанская церковь, на востоке – Владимирская. За монастырской рощей находится скит, в котором живут монахи.

За время своего существования (с 15 века) Оптина пустынь переживала разные времена, вплоть до запустения, а в 19 веке из древней обители ярко блеснул свет старчества и озарил собою русскую землю.

Старец – это человек высокой духовной жизни, который много и долго, под руководством другого старца, поработал над собою: над своим разумом – в познании святоотеческих писаний, своего сердца – в христианской любви, своей воли – в смирении и послушании, – и который приобрел способность руководить другими на их трудном пути к исцелению от греховности и духовному совершенству. А под именем старчества понимается особый уклад иноческой жизни, состоящий в постоянном духовном руководстве старцем своих духовных детей, от которых требуется искреннее и доверчивое отношение к своему руководителю, частое исповедание пред ним не только всех дел и поступков, но и всех, даже самых сокровенных, мыслей, чувств и желаний и совершенное послушание его советам и наставлениям.

Такими «духовными детьми» и стали пришедшие в Оптину в конце 80-х –начале 90­х годов прошлого века Игорь Росляков (в будущем – иеромонах Василий), Леонид Татарников (инок Трофим) и Владимир Пушкарев (инок Ферапонт). Об «оптинских новомучениках» – так теперь их называют – я услышала впервые здесь, в Оптиной, а в Шамордино, в книжной лавке, нашла книгу о них – «Небесные ратники». Прочитав, была потрясена судьбой монахов, убитых сатанистом пасхальным утром 1993 года.

Что заставило молодых людей, наших современников, отказаться от радостей жизни, любви, семьи? Что они знали такое, что могло заменить им все это? Кто они – монахи? Что такое монашество? Теперь уже у меня возникли эти вопросы.

Слово «монах» означает «один», «отделенный», и это отделение служит для спасения души. Монашество является отделением от мирской жизни. Монах – это человек, взявший на себя подвиг противостояния миру и злу, которое есть в мире. Для этого требуются особые внутренние силы, которые нужно в себе воспитать. И, конечно, без Божьего призвания, без Божьего благословения, без благодати, которая поддерживает человека в этом подвиге, монахом быть невозможно.

Иеромонахом Василием, иноками Трофимом и Ферапонтом Божье призвание осмыслилось не сразу, тем более что все они были из обычных советских, а значит, неверующих семей.
Отец иеромонаха Василия, Иван Фёдорович Росляков, был человек военный. Мать, Анна Михайловна, работала ткачихой на фабрике. Поразительно, что она, не принимавшая выбор сына («Монастырь – дело хорошее, но пусть туда идут другие»), после его смерти сама станет монахиней. Семья Росляковых жила в небольшой квартире в Москве.
Родители инока Трофима, Иван Николаевич и Нина Андреевна Татарниковы, – простые труженики из посёлка Даган Тулунского района Иркутской области, воспитавшие пятерых детей.
Инок Ферапонт родился в селе Кондаурово Колыванского района Новосибирской области. Его мать Валентина Николаевна и отец Леонид Сергеевич помнят сына спокойным, кротким мальчиком.

Разными путями пришли будущие монахи в Оптину. В жизни иеромонаха Василия до того момента, когда он в 1988 году паломником впервые приехал в Оптину пустынь, было серьезное увлечение спортом (мастер спорта международного класса по водному поло), зарубежные поездки на соревнования, факультет журналистики МГУ.

Инок Трофим после восьмилетки окончил железнодорожное училище, работал машинистом мотовоза, служил в армии, работал электриком, затем фотокорреспондентом в газете, сапожником, скотником, пожарником, пономарём. В августе 1990 года вместе с группой паломников с Алтая впервые приехал в Оптину пустынь. Тогда он и остался в ней.
Инок Ферапонт, тоже сибиряк, работал в лесхозе, затем выучился на шофера, трудился в строительном управлении, служил в армии. В 1990 году Владимир пришёл в Оптину пустынь пешком из Калуги. Ему не сразу удалось попасть в монастырь, он всю ночь простоял на коленях перед воротами и молился.

Почему эти внешне благополучные люди сознательно и добровольно отказались от мирской жизни? Думаю, они ощутили в себе особое призвание быть с Богом, потому и ушли в монастырь, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему все свои помыслы и дела, ведь монашество – это максимальное выражение того «тесного» пути, о котором говорит Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель…» Монашество – это евангельский образ жизни, стремление к исполнению тех же самых заповедей, которые даны живущим в миру. Но монастырь создает лучшие условия для исцеления изначально поврежденной души человека. Монахи добровольно, из любви к Богу, помещают себя в лучшую «больницу». И дело не в том, что монахи помогают миру социальным служением, а в том духовном состоянии, которое они могут приобрести, и это состояние оказывает колоссальное влияние на весь окружающий мир. Монах уходит от мира, погрязшего в пороках, для того чтобы накопить в себе тот духовный потенциал, который потом он реализует в служении людям. Не случайно святой Иоанн Лествичник говорил: «Свет монахам – ангелы, а свет для людей – монашеское житие». Говорят, пока есть такое «монашеское житие», жизнь продолжается.

«Монашеское делание» новомучеников Оптинских проходило, как и у других монахов: послушание, молитва, пост. По воспоминаниям тех, кто был рядом с иеромонахом Василием, иноками Трофимом и Ферапонтом, это было «умное делание». Иеромонах Василий отличался смиренномудрием, неосуждением, стремлением к уединению. Инок Трофим в обители выполнял различные послушания: был скотником, пономарём, звонарём, переплётчиком книг, чинил часы, заведовал паломнической гостиницей, работал в просфорне. Инок Ферапонт жил сокровенно и строго, был постником, молчальником, непрестанно твердил Иисусову молитву.
18 апреля 1993 года – это не только дата Пасхи, это день мученической кончины монахов, она объединила их судьбы в Вечности. Мне кажется, тот факт, что убийцей был сатанист, исполнивший убийство ритуальным мечом, не случайность, я думаю, что произошедшее – это знак вечной борьбы добра и зла. Она была, есть и будет, она происходит в сердце каждого человека. А пока ранним пасхальным утром три звезды взошли на небосклоне русской святости и своим тихим светом озарили души многих и многих людей.

Иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт – преемники монашеской жизни. Они стали последователями Великих калужских святых: Тихона Калужского чудотворца, оптинских старцев, восславили своей гибелью «Имя Его Святое». Тысячи и тысячи паломников прибывают в Оптину поклониться их святым могилам и получают благодатную помощь и утешение.

Действительно, есть на Калужской земле островки великой святости и духовной силы, откуда можно черпать силы, изменяющие человека и мир вокруг него!